Пoчeму зaпaдныe eврoпeйцы, в oтличиe oт сeгoдняшнeй Рoссии, бoльшe нe угрoжaют миру и прoцвeтaют?
В тaкиe жe мaйскиe отрезок времени 1945 гoдa в Eврoпe зaкoнчилaсь вoйнa. Кoнтинeнт фaктичeски лeжaл в руинax. Были пoбeдитeли и были пoбeждeнныe. Нужнo былo кaк-тo стоять дaльшe, вoсстaнaвливaть пoрядoк, вeрxoвeнствo прaвa, узы, вoсстaнaвливaть рaзрушeннoe. Нeвeрoятнo, нo фaкт: Eврoпe удaлoсь вoзрoдиться, «вoсстaть изо пeплa» кaк мифичeскoй птицe Фeниксу. Тaк кaк eврoпeйцы спрaвлялись с вчeрaшними врaгaми? Кaк нaxoдили пoнимaниe? Нa чтo зaкрывaли глaзa, a чтo прoщaли? Всeгдa ли спрaвeдливoсть и присутствие были бeзупрeчными?
Пeрexoд oт вoйны к миру в Eврoпe нaчaлся с oгрoмнoй oбщeствeннoй чистки. Eщe никoгдa чeлoвeчeствo нe приxoдилoсь дaвaть oпрeдeлeния нoвым видaм прeступлeний тaкoгo мaсштaбa и стaрaться сдeлaть тaк, чтoбы прeступники прeдстaли xoть пeрeд кaким-тo прaвoсудиeм. Вo-пeрвыx, нужнo былo oпрeдeлить, ктo являeтся «кoллaбoрaнтoм». Дo 1939 гoдa зaкoнa o «сoтрудничeствe с oккупaнтaми» нe сущeствoвaлo. Кoллaбoрaциoнизм пoдпaдaл пoд дeйствующий зaкoн тoлькo в oднoм случae — кoгдa прирaвнивaлся к гoсудaрствeннoй измeнe.
Eщe в кoнцe вoйны, кoгдa стaлo яснo, чтo нaцистский рeжим дoживaeт свoи пoслeдниe момент, пo Eврoпe прoкaтилaсь вoлнa нaрoднoгo гнeвa в видe сaмoсудoв, кaзнeй бeз судa и слeдствия. Фaктичeски, этo былo свeдeниeм счeтoв. Нo кaк тoлькo вoeнныe дeйствия прeкрaтились, и нoвaя влaсть пoчувствoвaлa сeбя дoстaтoчнo сильнoй, нaчaлoсь рaзoружeниe пaртизaнскиx oтрядoв. Влaсть зaстaвлялa мeстныx житeлeй пoдчиняться нoвым прaвooxрaнитeльным oргaнaм, a тaкжe стaрaлaсь выпoлнить трeбoвaния нaрoдa o стрoгиx кoллeктивныx пригoвoрax и кaрaтeльныx мeрax. Ситуaция былa пoxoжeй вo всex eврoпeйскиx стрaнax, xoтя и имeлa близкие нюансы.
Норвегия: самые массовые наказания
В Норвегии, стране с трехмиллионным в таком разе населением, перед судом предстали вовсе все члены "Национального единства" — главной организации, которая сотрудничала с нацистами — до сего времени 55 тысяч. Ее глава — премьер-министр Норвегии Квислинг был казнен. Затем членов этой партии, судили до этого часа 40 тысяч действующих лиц. 17 тысяч мужчин и женщин были приговорены к тюремному заключению, 30 получили смертные приговоры, 25 изо которых привели в претворение. Масштабы уголовного преследования складно к общему числу населения нигде безлюдный (=малолюдный) были такими высокими как бы в Норвегии.
Нидерланды
В Нидерландах расследования провели в отношении 200 тысяч лиц, изо которых около половины попали в тюрьму, другие даже за нацистское целование, что считалось преступлением. Семнадцать с половиной тысяч государственных служащих потеряли работу (в звезда от тех, который работал на производственных должностях в сфере образования, полномочия или медицины) 154 человечек приговорили к смерти, 40 приговоров было исполнены.
Бельгия: прощали многих
В Бельгии к высшей мере наказания приговорили 2940 куверта, но в процентном соотношении казнили с огромной форой меньше — 242 человека. Скажем столько же коллаборационистов получили темничный срок. Впрочем, коли в Нидерландах вскоре амнистировали значительная осужденных, в Бельгии длиннее держали их в тюрьме, а в свою очередь навсегда ограничили в гражданских правах бывших коллаборационистов, которых признали виновными в тяжких преступлениях.
Галльский петух: коллаборация была уж очень массовой…
В противоположность правительствам Норвегии, Бельгии и Нидерландов, которые закачаешься время войны находились в эмиграции, сегунат Франции (в городе Виши), оставалось легитимным. Правдоподобно, именно поэтому военнослужащий коллаборационизм в этой стране был (страсть распространен, а наказание было (до)станет мягким. Поскольку главным коллаборантом выступало само царство, судить простых граждан по (по грибы) то же разбой не годилось и, тепло говоря, сеяло бы распря — тем более, отчего трое из четырех судей в судебных процессах по-над коллаборационистами во Франции самочки служили коллаборационному правительству.
Поэтому из 100 тысяч в тюрьму после преступления, совершенные вот время войны, попали 94 человека (дешевле 0,1%). Из 38 тысяч заключенных превалирующая вышли на свободу в результате частичной амнистии 1947 лета, остальные, за исключением полутора тысяч, — впоследств амнистии 1951 возраст.
В течение 1944-1951 годов государственные суды Франции приговорили 6763 обвиняемых к смертной казни (с них 3910 — за глаза) за измену и связанные с ней преступления. Изо этих приговоров исполнили 791.
Главным наказанием, к которому приговаривали французских коллаборационистов, была «национальная падение», введенная 26 Густа 1944 года, (одним же после освобождения Парижа. Такой-сякой(-этакий) приговор вынесли 49723 французам. 11 тысяч госслужащих (1,3% всех государственных работников, хотя гораздо меньше 35 тысяч, которые потеряли работу закачаешься времена режима Виши) были отстранены ото должностей или наказаны иным образом, но большинство из них восстановилась нате работе в течение шести полет. Никто не был наказан из-за то, что да мы с тобой сегодня называем «преступления навстречу человечности». Важность за них, точно и других военных преступлениях, возложили лишь на немцев.
Авзония: как коммунист прощал фашистов
Ежели в других странах коллаборационистов клеймили т. е. «фашистов», в Италии сие определение касалось сверх всякой меры широкой и неоднородной низы. Именно фашисты руководили страной с 1922 согласно 1943 год. Ради фашистскую деятельность с 50 тысяч итальянцев попали из-за решетку, но провели инуде не слишком (вагон времени. Комиссия, которая должна была работать чистками, закрылась в марте 1946 годы, а вскоре была объявлена первая помилование. Почти каждый префект, городничий и бюрократ среднего звена, каковой попал под чистку в 1943-1946 годах, был в силах восстановиться в должности и избежать выплаты назначенных штрафов.
В 1960 году 62 с 64 префектов, возглавляющих местные администрации итальянских провинций, а тоже все 135 начальников полиции — занимали должности снова во времена фашизма.
Примечательно, что такое? курс на взаимное пощада, так же в качестве кого и проект амнистии 1946 возраст разработал Пальмиро Ставрополь — 51-летний атаман Итальянской коммунистической партии, кто в послевоенном коалиционном правительстве занимал служба министра юстиции.
В марте 1944 возраст, вернувшись после 20-летней эмиграции, вот время выступления в Салерно возлюбленный объявил, что его роль верна национальному единству и парламентской демократии, нежели удивил многих своих последователей. Вследствие того итальянцы решили фашистскую эпоху сохранить в прошлом, а за могущество бороться не с оружием в руках, а из-за бюллетени избирателей.
Альпийская республика: кто же накажет «первую жертву»?
У Австрии была ахти интересная позиция и ипостась во Второй офиги войне. Страну, идеже фактически зародился национал-социализм и которая была его «рассадником», ладком союзническому договору 1943 лета, официально признали «первой жертвой» Гитлера, что такое? собственно и гарантировало ей другое субъективизм после окончания войны. Высокие политики сочли целесообразным невыгодный связывать в дальнейшем немецкую и австрийскую судьбы. За всем тем в самой Австрии было неважный (=маловажный) все так легко. В стране с почти семимиллионным населением 700 тысяч были членами Национал-социалистической рабочей партии Германии; как-нибуд завершилась война, в Австрии и старый и малый еще оставалось 536 тысячи зарегистрированных нацистов. Вот время войны в рядах германских вооруженных сил служили 1,2 миллиона австрийцев. Многие австрийцев было середи руководства концентрационных лагерей. Подавляющее подавляющая культурных деятелей Австрии были сторонниками нацизма. Примерно сказать, из 117 музыкантов оркестра Венской филармонии 45 были нацистами, тем временем как в Берлинской филармонии – 8 с 110.
В Австрии хуй судом предстали 23 тысячи лиц, с которых 13600 были признаны виновными, 43 получили жуткий приговор, но казнили число. Союзники позволили Австрии самой прокладывать «денацификацию». Допускается сказать, что в конце 50-х годов австрийская царство «выбросила» изо памяти свою стройность с Гитлером. Это устраивало ничуть все партии, к тому но, подобному «забвению» способствовала и «тюрьма война».
Через Нюрнбергского трибунала к обычным судам
8 мая 1945, когда-никогда в Европе закончилась оборона, в Германии насчитывалось 8 миллионов нацистов. Скажем, в Бонне из 112 врачей 102 были членами партии — действующими неужто бывшими. О том, с тем просто вычеркнуть их с жизни, и говорить невыгодный приходилось.
После войны, в настроенность 1945-1947 годов состоялся много судебных процессов, в которых союзнические оккупационные силы в Германии судили нацистов и коллаборационистов из-за военные преступления и преступления поперек человечества. Самый некий среди этих процессов — Транснациональный военный трибунал в Нюрнберге, какой-никакой проходил с октября 1945 годы по октябрь 1946 годы. Но кроме него, была до этого часа множество различных военных трибуналов.
Процессы по-над военными преступниками мало-: неграмотный прекращались весь дни союзнической оккупации Германии: в западных зонах паче 5 тысяч лиц были признаны виновными в военных преступлениях может ли быть преступлениях против человечества, с трудом меньше 800 — приговорены к высшей мере наказания, и в итоге казнены — 468. Последняя гильотинирование состоялась в Ландсбергской тюрьмы в июне 1951 лета.
Несмотря на домашние недостатки, уголовные процессы надо нацистскими преступниками из-за их деяния, устанавливали прежний чрезвычайной важности чтобы будущего международной юриспруденции. Да участие советских прокуроров и судей было воспринято что лицемерие. И поведение Советской армии получи «освобожденных» территориях ни на кого не было секретом. Так, что «советы» судили нацистов — временами за те но преступления, которые совершали они самочки, — несколько обесценивало Нюрнберг и отдельные люди процессы.
Германия: было ли сие поражением денацификации?
Не такой стороной этих судебных процессов было так, что вина возлагалась нате наиболее одиозных руководителей национал-социализма, почему многие немцы неподдельно поверили в собственную безвинность к тому, что приключилось во время войны. В поэтому союзнические войска начали программу до перевоспитанию и денацификации с целью дать начало зерна демократии и свободы в общественной жизни немцев.
Гражданские лица в Германии в принудительном порядке посещали концентрационные лагеря, смотрели документальную хронику с изображением нацистских зверств. Учителей-нацистов увольняли с работы, обновляли библиотечные средства, периодические издания союзники подвергали прямому контролю, назначив новых редакторов и владельцев. Во всяком случае немцы сопротивлялись сим мерам. 5 мая 1946 лета будущий канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр всенародно выступил с речью вперекор мер по денацификации, требуя отмести «людей, лояльным к нацистам» в покое. С началом «холодной войны» союзники прекратили попытки денацификации. И коли на то пошл стало ясно, который «перевоспитание» безвыгодный удалось.
Через целый ряд лет после окончания войны, рецензент Штефан Гермлин описал сцену вот франкфуртском кинотеатре, идеже немцы должны были встречать документальные ленты о Дахау и Бухенвальде, затем) чтоб(ы) получить карточки получи питание: «В полумраке проектора я был в состоянии разглядеть, что множество. Ant. меньшинство людей в начале фильма отвернулись и просидели что-то около до конца сеанса. Нонче я думаю, что повернутое в сторону единица действительно отражало субъективизм многих миллионов. Загнанный народ, к которому принадлежал и я, был сентиментальным и безжалостным разом. Ему не желательно потрясений от событий прошлого и «багаж себя»».
- В 1949 году новообразованная Федеративная Татарстан прекратила все расследования прошлого госслужащих и служащих вооруженных сил.
- В Баварии в 1951 году 94% судей и прокуроров имели нацистское вчерашний день.
- В 1952 году весь круг третий чиновник Министерства иностранных дел в Бонне был бывшим членом нацистской партии.
- Изумительный новом западногерманском дипломатическом корпусе 43% были бывшими членами СС, изо них 17 — служили в СД может ли быть гестапо.
- В Баварии, идеже к 1946 году половину школьных учителей уволили, теточка же учителя по вине два года восстановились для работе.
- Каждый беспристрастный немец в 1950 году считал Нюрнбергский трибунал «несправедливым», а национал-социализм — «хорошей идеей с плохим воплощением».
В своем первом официальном обращении к парламенту ФРГ 20 сентября 1949 Конрад Аденауэр сказал о денацификации и нацистском наследии: «Администрация Федеративной Республики убеждено, аюшки? многие уже тенденциозно искупили свою вину, которая мало-: неграмотный была тяжелой, а потому-то, чтобы оставить давние времена позади намерен припомнить таких лиц в тех случаях, когда-нибудь это представляется приемлемым». Что песку в море немцев радостно поддержали сие утверждение.
Примечательно: в ГДР было человек пятнадцать то же, отчего в ФРГ
В советской зоне оккупации расположение изначально была один или два иной. Будущий руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт, выступая под представителями коммунистической партии сверх шесть недель потом окончания войны заявил, ровно «трагедия немецкого народа в томишко, что он подчинился банде преступников… Бундесовский рабочий класс и трудоспособное народонаселение сделали ошибку передо историей». Сие было больше, нежели мог себе дать позволение сказать Аденауэр.
Же вскоре коммунисты, явившись «держи хвосте Красной армии», поняли, сколько если они хотят пользоваться поддержку среди населения, в таком случае должны лояльно отсрочиваться к бывшим нацистам. К началу 1950-х годов похлеще половины ректоров восточногерманских вузов были бывшими членами нацистской партии. Сквозь десять лет 10% депутатов парламента равным образом были из бывших нацистов. А новообразованная штази (государственная должность безопасности) переняла цели и методы нацистского гестапо и трудоустроила тысячи его бывших сотрудников. Видимо, вот то-то и есть поэтому будущему президенту РФ скажем хорошо работалось в восточном Берлине…
Предприниматели: кого-так забили насмерть, а кому-ведь — все вернули
Предприниматели и чиновники, наживавшиеся изумительный время оккупации, пострадали в меньшей мере остальных. В Италии союзники настояли, затем) чтоб(ы) персоны вроде Витторио Валлетты, президента компании FIAT, остались бери своих должностях, невзирая связи с фашистской властью. Умереть и не встать Франции преследованиям следовать экономическую коллаборацию предшествовала выборочная национализация — скажем, заводов Renault в качестве наказания вслед существенную помощь немецкой армии со стороны Луи Рено. 67-холодный предприниматель скончался ото побоев в тюрьме, в которую попал ради сотрудничество с нацистами. Хотя Фридрих Флик, обреченный в Германии как служивый преступник в 1947 году — минуя три года согласно решению боннской начальство вышел на свободу, и на правах главного акционера Даймлер-Буза его восстановили в правах.
Всех обвиняемых руководителей промышленных концернов IG Farben и Krupp довременно освободили из заключения, и хана они вернулись к публичной жизни без малого без потерь. И подобных примеров имя им легион.
По большому счету, подавляющее большая) часть предпринимателей, должностных лиц и банкиров, которые служили оккупационному режиму, в конце концов оставляли в покое, с тем они могли уступать подобные услуги и обезопасить бесперебойность и стабильность в демократиях, которые пришли нацистам получи и распишись смену.
Забыть и старый и малый и начать все попервоначалу…
Ежедневная итальянская газетенка новой Христианско-демократической партии в число смерти Гитлера призывала: «У нас трескать (за (в) обе щеки) силы забыть! Забудьте быстрее!» Вследствие того после войны Старый Свет начала все с чистого листа, кажется стараясь соблюдать советы Исократа афинянам в конце Пелопоннесских войн: «Выправлять вместе так, как не произошло сойдет плохого».
Сие позволило многим нациям подавить с колен, возродиться. Определенным образом, послевоенная скорая общеевропейская амнезия способствовала поразительному восстановлению Европы. А потом европейцам, в фолиант числе и немцам, хватило и здравого смысла, и определенного мужества, пусть осознать собственную историческую вину в случившемся. Как-никак Вторая мировая рать стала не один беспрецедентной по масштабу насилия, только и по деградации — якобы отдельного человека, в среднем и общества в целом. Думать было абсолютно нечем. Вопить) благим матом о победе на сплошных руинах и по-над трупами миллионов павших неважный (=маловажный) приходилось — все стороны конфликта были скомпрометированы. Который-то в большей степени, кто такой-то меньше. Усердствовать дорогой ценой далась первое место, слишком много роковых ошибок было произведено.
Светлана Шевцова, Горы
При подготовке материала использована мемуары британского историка Тони Джадта «Позднее войны. История Европы с 1945 годы»
На первом позитив: церковь Богородицы (Frauenkirche) в Дрездене — в 1945 году и восстановленная в 2005-м