Нa зaнятияx свoим и нe свoим дeлoм
В линeйкe oбъeктивoв для любoй фoтoгрaфичeскoй систeмы нeпрeмeннo дoлжeн быть мaкрooбъeктив. Нынчe иx дeлaют дaжe в видe oптичeскиx нaсaдoк нa смaртфoны. Eсть тaкaя мoдeль и в aрсeнaлe oптики Fujifilm для кaмeр стaндaртa X-mount. Пoслeдниe oснaщaются мaтрицaми APS-C (23,6×15,6 мм), и oбъeктив с фoкусным рaсстoяниeм 60 мм сoздaeт нa ниx изoбрaжeниe тaкoгo рaзмeрa, кoтoрый фoрмируeт нa пoлнoкaдрoвыx мaтрицax (24×36 мм) oбъeктив с фoкусным 90 мм (60×1,5=90 мм). Пoэтoму впeрeди у нaс рaзгoвoр o 90-миллимeтрoвoм (в эквивaлeнтe) Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro.
Спeцификaции
Привeдeм xaрaктeристики oбъeктивa пo дaнным Fujifilm и пo рeзультaтaм нaшиx измeрeний.
Oбъeктив (пoлнoe нaимeнoвaниe)
Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro
Дaтa aнoнсa
9 янвaря 2012 г.
Фoкуснoe рaсстoяниe
60 мм
Эквивaлeнт фoкуснoгo рaсстoяния (для мaтриц APS-C)
90 мм
Бaйoнeт
X Mount
Мaксимaльнaя диaфрaгмa
F2,4
Минимaльнaя диaфрaгмa
F22
Число лепестков диафрагмы
9 (скругленные)
Элементов
10 (включая один асферический элемент и один элемент из сверхнизкодисперсионного стекла) в 8 группах
Просветляющее покрытие
Super EBC*
Диапазон фокусировки
Обычный режим: от 0,6 м до бесконечности
Макрорежим: от 27 см до 2 м
Минимальная дистанция фокусировки
0,27 м
Угол обзора
26,6°
Максимальное увеличение
0,5 крат
Автофокусировка
с удлинением объектива
Привод автофокусировки
микромотор
Стабилизация
нет
Защита от пыли и влаги
нет
Резьба для светофильтров
∅39 мм
Размеры (диаметр × длина)
∅64×71 мм
Вес
215 г
Цена
T-8253824
* Super EBC — Super Electron Beam Coating (электронно-лучевое напыление)
Оптическая схема Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro (схема Fujifilm)
Объектив заключен в цельнометаллический корпус из анодированного алюминиевого сплава. На корпусе расположены два органа управления: ближе к байонету — узкое кольцо диафрагмирования, ближе к передней линзе — кольцо ручной фокусировки.
Оптическая схема довольно сложна; состоит из 10 элементов, объединенных в 8 групп. Пятый элемент (считая от передней линзы) асферический, а шестой изготавливается из сверхнизкодисперсного стекла. Первый включен для повышения резкости изображения, а второй — для повышения оптической проницаемости оптической системы.
Диафрагма 9-лепестковая, лепестки скругленные и должны, по замыслу разработчиков, позволять объективу рисовать высокохудожественное размытие фона не только на максимальном раскрытии, но и на прикрытой диафрагме.
Ручная фокусировка все равно производится при посредстве электроники. Иными словами, вращение кольца не передается фокусировочной группе линз механически, ее двигает линейный мотор. Запас хода кольца при фокусировке очень большой. На макродистанции он составляет несколько полных оборотов, поэтому точная доводка фокуса выполняется без затруднений.
При работе автоматики наведение на резкость происходит с коротким «прицеливанием», при котором мотор пару раз подергивает оптику туда-сюда. Но это почти не сопровождается шумовыми эффектами и поэтому не мешает.
На макродистанции объектив значительно удлиняется. Впрочем, при минимальной дистанции фокусировки 27 см это не может помешать съемке. Единственная ситуация, когда подобное обстоятельство повлияет на результат работы — при использовании кольцевой вспышки, располагающейся вокруг объектива, потому что вытянутый вперед тубус может перекрывать часть света. Впрочем, к этому несложно приспособиться.
Байонетное крепление Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro
Стыковочный узел X-байонета на нашем подопечном металлический, сделан с высоким качеством обработки, которая не позволяет объективу «болтаться» при установке на камере и, в принципе, может обеспечить необходимую герметизацию (каковая, впрочем, производителем не заявлена).
В отличие от большинства собратьев из полноформатного мира, объектив очень легкий и компактный, как и большинство его «коллег» для Fujifilm X Mount.
Стендовые испытания
Fujinon XF60mm F2.4 R Macro
ФР=60 мм, ЭФР=90 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
Объектив выдает хорошее и стабильное разрешение при всех значениях диафрагмы. При открытой диафрагме разрешение в центре кадра немного ниже, чем на краю — такое иногда случается. Но с открытием диафрагмы оно падает не очень сильно, а вот падение контраста весьма ощутимое. На самом деле, хорошим контрастом объектив может похвастаться только на средних значениях диафрагмы f/4—f/5,6. Шаг вперед или назад — и падение контраста уже уловимо глазом. Тем не менее, диафрагму f/3,6 можно считать полностью рабочей.
Хроматические аберрации, как ни странно, видны и в центре кадра, и на краю. Впрочем, они полностью пропадают после f/3,6.
Заметная дисторсия отсутствует, но при таком фокусном расстоянии это неудивительно.
Фотосъемка в реальных условиях
Для съемок всех сюжетов использовалась фотокамера Fujifilm X-Pro2 с активацией следующих режимов и параметров:
- приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- динамический диапазон 100%,
- моделирование пленки — Provia (стандартное),
- автоматический баланс белого,
- без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
- шумоподавление отключено,
- затвор механический + электронный (по ситуационному выбору системы).
Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF) без предварительной обработки, а затем без корректировки подвергались преобразованию в JPEG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW).
Поскольку Fujinon XF 60mm F2.4 R — оптический инструмент для макросъемки, то и начнем мы с макро.
Макро и «полумакро»
F4, 1/220 с, ISO 200
Снимок сделан с рук, на предельно короткой для объектива макродистанции (27 см). Из-за чрезвычайно узкой зоны резкости на таком расстоянии потребовалось диафрагмирование минимум до F4, однако неидеальное расположение монеты (левый край ближе к камере) привело к тому, что ее правая сторона выпала из зоны фокуса. Тем не менее, там, где изображение находится в этой зоне, оно очень резкое: различимо клеймо гравера и самые мелкие царапины на металле. Претензии возникают к условиям съемки и фотографу, а к объективу претензий нет никаких.
F4, 1/100 с, ISO 320
Это, собственно, демонстрация глубины резкости при диафрагмировании до F4. Снимок сделан на минимальной дистанции фокусировки. Лежащий на ладони камень — размером с мелкую маслину и примерно такой же формы. Заметим, что из всей поверхности камня, обращенной к нам, в фокус попали примерно 2/3. Однако в полном размере можно разглядеть очень хорошую детализацию в зоне резкости.
F2,8, 1/100 с, ISO 250
Это уже не макро, а предметная съемка на дистанции около полуметра. Диафрагму мы решили приоткрыть до F2,8, но не потому, что это допустило увеличение расстояния до снимаемого объекта, а потому, что важнее было размыть фон, чем отобразить все детали на фигурке.
Между тем, это знаменитая догу (в переводе — «глиняная статуэтка»), изготовленная в Японии, скорее всего в конце эпохи айнов («настоящих людей» по-японски), то есть в I-II вв. н. э. Естественно, это не оригинал, а копия. Советский писатель-фантаст Александр Казанцев, сторонник гипотезы палеоконтактов с инопланетными цивилизациями, считал, что догу изображают пришельцев из космоса, одетых в скафандры.
Заметим, что объективу удалось запечатлеть не только мелкие детали (включая крошки глины), но и следы лепки (слева), а также саму фактуру поверхности.
F4, 1/150 с, ISO 200
Дальнейшее развитие темы со статуэткой догу. Снято все еще на макродистанции (около 1,5 м) в свете единственного светодиодного фонаря, расположенного примерно в метре от статуэтки. Для реализации замысла с тенью этого вполне хватило. Особенно приятно, что даже при «лобовом» освещении сохранились все детали в светах и не исчез объем.
Закончить тему макро и «полумакро» хочется чем-то более естественным.
F4, 1/200 с, ISO 200
Это обычный осенний лист на бетоне. Примечательно здесь то, насколько высока детализация в зоне резкости: заметны все жилки на изнанке листа. Второе, что примечательно — степень и качество размытия заднего плана. Здесь все очень хорошо.
Зона фокуса весьма узкая; за ней быстро, буквально через пару сантиметров, начинается «провал» в нерезкость,